Интервью с главным метрологом

И.RU
Здравствуйте. Мы знаем, что Вы уже несколько лет создаёте систему АСКУЭ. Но только сейчас Ваши специалисты смогли приехать и пройти обучение в нашей компании. Как у Вас идут дела?

К.А.
Добрый день. Да, действительно. У нас так получилось, что мы сначала фактически изучили АльфаЦЕНТР, RTU-327, а теперь вот, нам удалось попасть на обучение, и сейчас мы свою практику теоретически подкрепляем. В соответствии с принятой инвестиционной программой, нами было запланировано внедрение АСКУЭ на всех наших 70 подстанциях по всей области, и 15 РП в черте города. Развёртывание системы АСКУЭ идёт 3-й год. У нас около 1000 точек учёта. В среднем на одной подстанции от 5 до 25 присоединений. Создание нашей системы идёт поэтапно. Сначала мы в 2010 году поставили счётчики АЛЬФА  А1800 и УСПД на 15 подстанций. В прошлом году мы сделали ещё 25 подстанций. Поставили АльфаЦЕНТР, головной сервер сбора данных. Организовали центр сбора. Как появились средства, стали  делать связь. Докупили спутниковые терминалы. Теперь из всех районов у нас есть канал связи, по которому получаем данные и видим все подстанции.

В феврале этого года у нас была сдача 1-го этапа, это Центральный диспетчерский пункт и 40 подстанций в опытную эксплуатацию. В этом году планируется внедрить АСКУЭ на остальных 30 подстанциях и 15 РП. И с учётом метрологической аттестации и освидетельствования всех измерительных комплексов (поверка трансформаторов тока и напряжения), мы всю систему планируем сдать в промышленную эксплуатацию к концу этого года.

И.RU
Каковы основные задачи системы?

К.А.
Основная цель – это создать АСКУЭ оптового рынка. Передавать данные коммерческого учёта системному оператору в лице нацкомпании АО "КЕГОК". Но мы хотим и сами видеть все свои точки, выявлять где есть небаланс и оперативно на это реагировать.

И.RU
Расскажите подробнее о структуре системы. Какие счётчики стоят, УСПД?

К.А.
Когда мы начинали реконструкцию подстанций до внедрения АСКУЭ, то все старые индукционные счётчики, установленные на реконструируемой подстанции, мы меняли на счётчики ЕвроАЛЬФА. Они у нас стоят на 5-6 подстанциях. Есть ещё и АЛЬФА А1140 – около 30 штук. Остальное – это новые АЛЬФА А1800. Счётчики на подстанции все обвязаны по Ethernet. На каждой подстанции стоит УСПД RTU-327. Как я уже сказал, на удалённых подстанциях у нас стоят спутниковые терминалы. К ним подключены УСПД и, таким образом, данные уходят на центральный сервер, который находится в г. Атырау. В городе мы используем временно GSM-модем. Но т.к. GSM связь довольно дорогая, то это канал у нас считается резервным. Основным каналом у нас должен быть WiMAX. Поэтому город мы пока опрашиваем раз в день. А с районов мы уже сейчас каждый час получаем данные через спутниковый терминал. И раз в день все данные отправляем в КЕГОК.

И.RU
Какие результаты демонстрирует система? В чем-то уже система показала себя?

К.А.
Система полноценно заработала только в конце прошлого года. И вот уже и январь, и февраль, март мы уже не ездим по подстанциям, не списываем показания со счётчиков вручную. Все видим на мониторе. А раньше, вот например, последний день месяца. Весь автотранспорт со всех служб снимается, даётся для списывания показаний персоналу службы сбыта. И каждый, заранее распределившись, начинает ездить на подстанции и списывать показания. Вот траты и на машины, и на бензин. И персонал задействован. А потом есть человеческий фактор: где-то что-то кто-то неправильно списал, или в темноте написал вместо нолика восьмёрку, отсюда и идёт небаланс. Проверить не возможно. Что делать? Опять ехать на эту  подстанцию и обратно. На это всё уходит время.
А все ждут. Где баланс? Надо потребителям выставлять счета. А мы ещё не закончили. Так что вот,
теперь, у группы АСКУЭ, у связистов, у меня стоят АРМ. Вот совместно с группой АСКУЭ и связистами мы эту систему начали строить, курируем её, вместе работаем.
На данный момент мы видим уже данные по 40 подстанциям. И по ним готовим ведомость.

И.RU
Чем-то ещё помогла система, кроме того, что автоматизировали учёт?

К.А.
Недавно была у нас аварийная ситуация. Ребята "залезли" в АльфаЦЕНТР, со счётчика АЛЬФА А1800 сняли полную векторную диаграмму, параметры сети. Распечатали, руководству предъявили. Видим – вся ситуация по подстанции как на ладони. Полностью присоединение было отключено, время с такого-то по такое-то. Раньше мы этого ничего не знали. Если счётчик не получал питания, то невозможно выяснить когда он перестал считывать показания, 3 дня назад, неделю, а может и месяц. А сейчас, когда стоит уже электронный счётчик, то всё проверяется сразу. Заходим в журнал событий, что, когда, смотрим. Тут же проверяем, кто был, какой персонал. И все выясняем. Так что вот есть уже контроль, и персонал чувствует ответственность.
Кроме того, группа балансов, при центральной диспетчерской службе, один АРМ имеет. И они тоже начинают системой пользоваться. Оптимальные нагрузки смотрят. Мы можем оперативно выявить, что небаланс пошёл. И оперативно выявить причину, и устранить неисправность.
Так что возможностей, как мы узнали здесь на обучении, у АльфаЦЕНТР много. Надо только научиться ими правильно пользоваться.
Вот, например, мне как метрологу, очень поможет, что можно все данные по трансформаторам тока, напряжения, когда последняя поверка и пр. занести в базу данных АльфаЦЕНТР. И в любой момент всё распечатать. Мне эти данные всегда нужны для метрологической аттестации измерительных комплексов. Для подготовки протоколов и т.д. У меня будет уже более полный и реальный контроль по этим данным.

И.RU
Какие то есть проблемы с оборудованием?

К.А.
Проблемы с оборудованием, естественно, есть. Идёт опытная эксплуатация. Вот вылетали 2 раза RTU уже. 4-й порт сгорал. Сейчас забираем RTU-327 из ремонта.
Ещё вот думали поломка. RTU не запускался у нас. Но потом запустили, ребята из вашего Казахстанского филиала. Они сами запустили, и убедились, что всё в порядке.
Со счётчиками, в принципе, в основном нет проблем.

И.RU
Что в будущем ждёте?

К.А 
Раз уж мы строим систему АСКУЭ и создаём свой канал связи, то мы решили в дальнейшем возможности своего канала связи расширить и использовать его, например, под имеющуюся на данный момент охранную сигнализацию. Поскольку большинство подстанций у нас без обслуживающего персонала. И бывают случаи хищения цветного металла. Теперь, дверь открывается, срабатывает охранная сигнализация. Сигнал идёт по имеющемуся каналу связи АСКУЭ.

Плюс, главное, мы хотим не только АСКУЭ иметь, но и в дальнейшем наладить телемеханику и телеизмерения. Поэтому мы уже сейчас заказываем счётчики с 2-мя интерфейсами.
Кроме того, есть у нас также несколько потребителей, учёт которых организован прямо на наших подстанциях. И мы им можем дать видеть через 2-й интерфейс данные своих счётчиков.
Так что, главное для нас сейчас закончить внедрение и оснащение системы АСКУЭ. Успешно сдать её в промышленную эксплуатацию и пользоваться её плодами. Вот съездили на обучение, увидели сколько ещё есть возможностей в АльфаЦЕНТРе.
Будем работать дальше, развивать систему АСКУЭ на нашем предприятии.

И.RU
Спасибо большое за такой подробный рассказ. Я уверен, что Ваш опыт поможет многим нашим коллегам.